Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ВЛЮБЛЕННЫЙ В СЕВЕР

Как аргонавты в старину,

Покинув отчий дом,

Плывем в далекую страну

За золотым руном...

    Виктор Федорович Толкачев отправился за своим золотым руном еще в молодости. Он покинул Донбасс, свою ро­дину, и отправился на север, далекий и суровый. Почему он так стремился туда? Хо­тел увидеть Крайний Север, жизнь в ее крайнем прояв­лении, обнаженную, лишен­ную суеты и пестрой мишу­ры, жизнь в ее первооснове. И уже ничто не смогло оста­новить Виктора Федоровича, загоревшегося целью разга­дать загадку Севера.

    ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

    Ненецкий округ. Для Виктора Толкачева это был це­лый мир, который он начал открывать для себя. Новые впечатления, удивительные открытия, неизведанные ранее эмоции — все это побудило моего героя начать вести свои дневники, писать в газеты. Начала сбываться мечта: «Хочу увидеть мир, в котором я живу. И, если по­лучится, рассказать о нем».

    Началось познание огромного мира тундры, се­вера? С такого же образа жизни, как и у коренных жи­телей Ненецкого округа. Одежда, обувь, еда, жилье, средства передвижения — все это было таким же, как и у самих ненцев. Даже ненецкий язык удалось освоить Виктору Федоровичу! И пусть Толкачеву, единствен­ному русскому среди ненцев, было нелегко, но имен­но тундра подарила ему счастье видеть чудо приро­ды: просторы, великолепные закаты, красоту которых трудно выразить словами, — во все это влюбился Вик­тор Толкачев.

    ВЕРТИКАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

    Чтобы быть краеведом, нельзя поверхностно позна­комиться с краем. Это Виктор Толкачев осознавал. Не­нецкий округ стал предметом его научных исследова­ний. Началось познание края «вглубь». Знание истории края очень много значило для Виктора Федоровича, ведь оно в совокупности с событиями настоящего спо­собствовало прогнозированию будущего, а это очень важно для краеведа.

    Одна из первых книг Виктора Толкачева «Звени, тинь-ган!» открывает глазами автора мир ненецкой тун­дры и рассказывает о жизни ее людей. Но познание края продолжалось, и в свет вышла вторая, потом тре­тья... Главной книгой в своем творчестве Виктор Федо­рович считает «Закон капкана». Это документально-художественная книга, своеобразная сага о людях, живших и действовавших в то время, об их радостях и трагедиях.

    Накопленные опыт и знания Виктор Толкачев выпле­скивал не только в книгах, но и в фильмах. «Вайгач», «К Новой Земле!» — тоже творения влюбленного в тун­дру Толкачева. Кроме того, мастер слова еще и сам ил­люстрирует свои книги. Но иллюстрации и кино — это вспомогательные элементы краеведа Толкачева. Мно­гие пробовали передать с помощью живописи дух тун­дры. Но если мы сравним картины Александра Бори­сова и Тыко Вылки, то увидим два абсолютно разных мира — страну смерти и страну жизни. Универсален звук, но его тон и окраска тоже могут быть поняты не так. Когда же не было ни живописи, ни музыкальных инструментов, было слово. И именно слово, по мнению Виктора Федоровича, способно передать и красоту, и драматизм, и неповторимость, потому что оно в своей основе хранит все: и цвет, и звук, и смысл.

    ТРЕТЬЕ И ПОСЛЕДНЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ

    Влюбленность в тундру переросла в настоящую лю­бовь Виктора Федоровича, без которой невозможно краеведение — любовь к краю, в котором ты живешь, который ты исследуешь, любовь к людям, живущим на этой земле, к людям, с которыми ты общаешься. Это главный секрет Виктора Толкачева. Любить идеи, меч­ты, мысли, которыми пронизаны край и люди, — это краеведение истинное, оставляющее след в душе ру­гих людей. Все книги Виктора Толкачева пропитаны ис­кренней любовью. Эти слова относятся и к процессу ра­боты над книгами: во многом Виктору Федоровичу по­могают любящие жена и сын. Любовь царит в творче­стве пылкого краеведа Толкачева.

    Любовь — одновременно простой и сложный секрет успеха Виктора Федоровича.

Инна Змётная. Очерки о краеведах: сборник

 статей. – Вып 1./ Сост. Т.В. Овчинникова;

Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. С.49.